Рецензия Натальи Осиповой www.kino.ru/review.php?id=2141
читать дальше Мы – люди, отдельными мы не бываем,
Мы – люди, других забывая, себя забываем,
Мы – люди, других убивая, себя убиваем.
Какого это - убивать? Просто взять и выстрелить, взять и зарезать, взять и отравить? Ни на поле брани, ни в честной дуэли, а выполняя работу. Ведь киллер – это тоже профессия, причем высокооплачиваемая. Наверное, сначала сложно. Потом – немного проще, а потом – просто привычка. Один, второй, третий, десятый .... зачем считать? Ведь не считает же акушерка, количество принятых при родах младенцев. Кто-то дает жизнь, кто-то ее забирает. В конце концов, у всех своя работа.
Какого это – оказаться в лапах убийцы и под дулом пистолета помогать ему? Прожить часть жизни с улыбкой на устах. Бояться позвонить понравившейся женщине. Сочинять сказки для матери, что бы облегчить ее существование. Не пререкаться с начальством. Лелеять несбыточную мечту. Выполнять работу. Смотреть на мир широко открытыми глазами. Не уметь думать в критических ситуациях. Даже в мыслях не допускать возможность насилия и предательства. И внезапно оказаться соучастником убийцы.
Смотреть фильм сложно.
Нет, в нем нет кровавого месива, в нем нет неоправданной жестокости, в нем нет горы трупов и растекающихся по асфальту мозгов. Да и не нужно все это. Затронуть слух и зрение легче, чем заставить трудиться душу и достучаться до сердца. Фильму удается проникнуть в нутро зрителю. Видимо, слишком близки создателям все струны человеческих душ, задеваемых в фильме. И равнодушие («Человек спустился в метро, умер, ездил шесть часов и только потом его заметили»). И одиночество (влиятельная дама дает визитку водителю такси). И безразличие («Я не знаю, кто эти люди, я убиваю их, потому что мне платят»).
Смотреть фильм тяжело психологически. Несмотря на то, что действие происходит в Лос-Анжелесе, очень сложно отделаться от мысли, что захватывают заложников, взрывают, отстреливают не только в США, но и у нас. И слишком уж больно смотреть на события, которые могут приключиться и с тобой. Слишком много параллелей можно провести. Слишком сильно затягивает происходящее на экране. Слишком знакомы нам стали слова «заложник», «убийство», «киллер».
Еще можно говорить о классной актерской работе, красивых панорамных съемках, о пронизывающей и тонко подобранной музыке, о замечательно продуманных диалогах. Все это добавляет и без того хорошему фильму, еще несколько плюсов.
Рецензия Игоря Михайлова
Джаз-лайт по-Стокгольмски для Круизера.
Как известно, стокгольмским синдромом называют возникающую симпатию заложника к своему похитителю. Через некоторое время после совместного пребывания в замкнутом пространстве, похищенный начинает ассоциировать себя с преступником и составлять с ним единое целое. Если замкнутым пространством становится мчащийся таксолет, то процесс привыкания к гангстеру происходит значительно быстрее.
Кого только не сыграл за свою долгую жизнь Том Круз? Сыщик в «Особом мнении», ветеран вьетнамской войны в «Рожденном четвертого июля», последний самурай в «Последнем самурае». На этого парня уже давно пора вешать нимб, так светлы обычно его герои. Вероятно, для того, чтобы не стать святее Римского Папы, а, может быть, чтобы почувствовать и впитать сатанинское обаяние Зла, Том Круз, на сей раз, рискнул исполнить роль Плохого Парня. Что ж, попытка удалась. Винни-убийца обаятелен в значительно большей степени, нежели янки-соплежуй, проникшийся идеями кодекса Бусидо.Том Круз, ставший обладателем благородной седины, мрачен и обаятелен, словно сам сатана. Его сродство с нечистой силой усиливается создаваемым или присущим изначально флером одиночества. И причина этого одиночества не в тяжелом детстве или садисте отце. Просто, работа у него такая, людей убивать. А еще Винсент любит джаз. Джаз предполагает импровизацию и отсутствие четкой заданной схемы. Известна лишь конечная точка и задача. Все остальное – продукт творчества наемного убийцы.
Впрочем, для того, чтобы убить часть людей, необходимо подчинить себе волю другой части. На роль кролика, исполняющего роль пищи для удава, приглашен афроамериканский таксист Макс, один из героев фильма «Али». Такие люди тянут свою лямку по гроб жизни, утешая себя мечтами о блаженной манне с небес, которая свалится на их светлую (темную) голову и наградит мешком денег или отдыхом на райском острове в обществе прелестной нимфоманки. Не будет ему ни денег, ни острова, ни нимфоманки. На голову Максу шандарахнется профессиональный круизер (Круз), то есть, разъездной наемный убийца. Адреналина в кровь ему это событие, конечно, добавит, однако, жить Максу после этого останется по всем понятиям совсем недолго. За несколько часов его обаятельный попутчик должен объехать пять точек и на каждой из них смерть должна собрать свой урожай. Двое в автомобиле, не считая ствола, становятся единым целым. Заложник и бандит, словно единотуловый кентавр, скачут по ночному Лос-Анджелесу и понятия не имеют, чем закончится вечер.
«Соучастник», конечно же, не избавлен от ляпов, присущих практически любому голливудскому блокбастеру. Автор этой рецензии насчитал, как минимум, пять эпизодов, в которых несчастный таксист мог сделать ноги практически без риска двинуть кони. Естественно, кто-то при этом мог и пострадать, однако, своя шкура, как известно, ближе к телу. Но нет, Майк будет честно изображать из себя роль благородного великомученика и пытаться примирить непримиримое, боевую машину убийства и свои собственные представления о добре и зле… Киллеры, как известно, не любят огласки своих действий. Они предпочитают работать мягко и без излишнего шума. Винсент же крушит все и вся с упорством боевого носорога, выполняя задачу, поставленную Партией, с таким рвением, что скоро в Лос-Анджелесе не останется ни одного целого дома… Убийство, как известно, процедура, далекая от сентиментальности. Однако, наш Винсент будет с пылом с жаром дарить цветуечки мамаше похищенного таксиста и пылко рассуждать о необходимости сыновней любви… Ну, и, конечно же, словно то самое ружье, висящее на стенке, которое обязательно должно выстрелить, случайная встреча с роковой незнакомкой окажется совсем неслучайной. Ах да, совсем забыл, в картине обязательно появится один умный честный полицейский и дюжина тупых ФБРовцев, готовых сначала учинить контрольный выстрел в голову и только затем проверить документы. Так что, «Соучастник», конечно же, как и любой голливудский проект, не свободен от условностей, которые критики называют недостатками. «Однако»,- как скажет Михаил Леонтьев…
Однако, начиная с середины, «Соучастник» преодолевает условности штампов и превращается в очень динамичное кино. Очень способствует этому прелестная операторская работа Дайона Биби и Пола Кэмерона. Ночной Лос-Анджелес, словно дорогая проститутка, манит огнями и отсасывает все до последней капли, что деньги, что жизнь. Одинокие койоты горделиво переходят магистраль, словно боевые машины пехоты, которых не покорить легкомысленным тачилам. Перестрелка в баре, в которой все против всех, где паника затмевает разум и каждый готов удавить ближнего своего за право первым покинуть ад. Оператор киноленты словно придает ей импульс покинуть торную дорогу и отправиться в пассы джазовой импровизации, в которой плохое уже не отличить от хорошего, ненависть от любви, а заложника от профессионального убийцы. И только одинокий мертвый пассажир в запустелой подземке будет рассекать волны ночного города, как будто пытаясь поймать в пространстве и времени заключительный аккорд оргазмической джазовой импровизации, которую сам когда-то и сочинил.
__________________________________________________________
Рецензия Артёма Германа
Двое в такси, не считая трупа.
Вдоволь насмотревшись и наслушавшись самых что ни на есть положительных отзывов о вышедшем в российский прокат триллере «Соучастник» с Томом Крузом, я отправился на просмотр. После выхода из кинозала у меня, к счастью, не осталось на душе негативных эмоций, осталось лишь удовольствие от увиденного действительно классного триллера, приправленного хорошими актёрами и остросюжетным накалом страстей.
Все действия в фильме разворачиваются на протяжении одной лос-анджелесской ночи. Главный герой фильма - добрый чернокожий таксист-неудачник Макс (Джеми Фокс), предпочитающий работу по ночам и усердно откладывающий «капусту» на воплощение какого-то своего сумасшедшего замысла. Но интерес состоит в том, что Макси сам даже не догадывается, что он – просто жалкий лузер. Но со временем он это поймёт… Глазки на суровую действительность ему откроет седеющий киллер Винсент (Том Круз), в один прекрасный день решивший подсесть в машинку к нашему бедолаге. У Винсента – серьёзный рабочий график этой ночью, он должен по заказу неких крутых парней завалить аж пять живых мишеней. Естественно, выполняя такую тяжёлую работу, западло передвигаться на общественном транспорте, и киллер, посуля таксисту нехилые барыши, просит сопровождать его по городу. Добродушный Макс, не догадываясь, с кем он имеет дело, соглашается. Удивится водила чуть позже, когда, во время ожидания клиента, на крышу его машины грохнется чьё-то тельце, ловко выброшенное из окна пассажиром Макса. Далее Винсент вежливо попросит таксиста затолкать трупака в багажник и поездить вместе с ним по адресам будущих жертв. И таксист поймёт, что эта ночь может стать для него роковой. Макс становится СОУЧАСТНИКОМ убийцы, сопровождая его повсюду.
Но, будь в «Соучастнике» лишь бессмысленная прицельная пальба без глубокой психологической подоплеки, фильм этот, безусловно, не был бы столь хорош. В душе Макс начинает понимать Винсента. А киллер, в свою очередь, выполняя функцию психотерапевта, разъяснит таксисту, что его жизнь – сущее дерьмо. «За одно я тебе скажу спасибо – я никогда не смотрел на свою жизнь с такой стороны» - скажет Макс. Так что, «Соучастник», кроме своего чисто «триллерного» сюжета, раскрывает ещё и некоторые загадки человеческих взаимоотношений. В фильме довольно много таких моментов, когда герои просто мирно беседуют на разнообразные жизненные темы, и, пока не происходит очередное убийство, создаётся ощущение, что несколько минут смотрел совершенно другой фильм.
Фильм для меня ещё невероятно примечателен и тем, что я первый раз в жизни увидел Тома Круза в роли настоящего мерзавца и душегуба. Удивительно, но Круз блестяще справился со своей ролью. Его герой спокоен, нетороплив и циничен, а интеллигентность из него просто брызжет. Киллер ходит в костюме, балдеет от джаза, а всю его сущность выдаёт брошенная Винсентом фраза: «Макс, я этим на жизнь зарабатываю!». Герой Круза – это настоящий американский Саша Белый - жестокий гангстер, вызывающий симпатию. Круз настолько хорошо играет, что центровой фигурой в фильме становится его отрицательный персонаж, а не фоксовский положительный. Джеми Фокс, сыгравший таксиста – актёр, на постсоветском пространстве неизвестный. Тем не менее, надеюсь, что с выходом «Соучастника» Фокс известность получит – он также превосходно изобразил на экране своего героя – мечтательного, немного прибитого жизнью таксиста.
В «Соучастнике» подобран просто офигеннейший музыкальный ряд. Саундтрэк к фильму – выше всяких похвал, настолько искусно он вмонтирован в действие этого триллера. Так что, композитор и Co. постарались на славу, я уже жду не дождусь выхода музыки к «Соучастнику» на CD.
Этот сентябрь вообще меня радует по вышедшим в прокат голливудским триллерам-боевикам. И к середине месяца я ещё не испытал ни одного разочарования после просмотра какого-нибудь фильма подобного жанра. Сначала появился превосходный «Превосходство Борна», затем вышел просто-напросто гениальный «Гнев», теперь я получил удовольствие от необыкновенно стильного и притягивающего к себе во время просмотра «Соучастника». Как я не советовал вам пропускать те 2 фильма, так посоветую не пропустить и этот и получить удовольствие от просмотра. Конечно, фильм не лишён некоторых недостатков, типа ляпов в сценарии, но не хочу из-за этих минусов отнимать от пятёрки по 5-балльной системе больше минуса. Так что покупайте билеты и, не раздумывая, отправляйтесь на «Соучастника». Приятного просмотра!