Будь неуловимым, вплоть до бесформенности; Будь неведомым, вплоть до беззвучности. Так сможешь стать властителем судьбы врага.
Вот они, вечные минуты, запечатленные сотнями фото- и кинокамер: Под воодушевляющее звучание марша М. Глинки "Славься, ты, Русь моя!", - белоснежный конь, ведомый чуткой рукой, безупречным церемониальным галопом движется по брусчатке перед парадным строем, затаившим дыхание. Моросит мелкий дождичек, по лицам людей стекают капельки влаги. Это капли дождя или слезы радости?
Кажется, что белая лошадь тоже осознает величие момента. Конь прекрасен! Уши коня насторожены, глаза полны огня и свободы, хвост "на отлете". Конь возбужден, но восхитительно точен в поставе головы, в каждом темпе галопа, в каждой остановке перед представителями всех фронтов, сражавшихся за Победу. Всадники, маршалы, глубоко и недвижимо сидят в седлах. Особая, "николаевская" посадка, особый почерк езды безмолвно свидетельствует о том, что маршалы - кадровые кавалеристы старинной выучки.
Верховный Главнокомандующий - на трибуне мавзолея. Но взгляды, восторженные взгляды, обращены не на него. Сегодня не спускает глаз со Сталина только охранный полк НКВД.
Жуков, Рокоссовский и их ординарцы исполняют верхом сложную синхронную церемонию: подъемы с места в галоп, остановки, полупируэты. Ни одного лишнего движения! Ни одного конфузного замешательства, ни одной "осечки". Никто не имеет права на ошибку. Парад Победы ничем не может быть омрачен! Парад Победы был проведен безупречно.
В год празднования шестидесятилетия Великой Победы три "почему?" взволновали меня, автора этой статьи:
- Почему Парад Победы советские маршалы принимали верхом на конях, а не в открытых лимузинах, как было в странах-союзниках?
- Почему под Жуковым и его ординарцами были белые (светло-серые) лошади, а под Рокоссовским и его свитой - караковые (т. е. почти вороной, черной масти)?
- Кто они были, кони Великой Победы? Остались ли в истории их имена? (Простите, но рука не поднимается написать "клички".)
Представляем читателям результаты наших поисков и размышлений.
Ответы на два первых вопроса имеют довольно внятную предысторию и логичное объяснение. Ответ на третий вопрос до сего времени окончательно не прозвучал. Собственно, точного ответа либо нет, либо он до поры будет сокрыт в архивах.
Так часто бывает в истории - чем больше лет отделяют нас от живого исторического персонажа, тем точнее его портрет. Легенда, передаваемая из уст в уста, угасает как эхо, а детали и буквальные факты, утратившие статус секретных, становятся достоянием последующих поколений…
Начнем по порядку.
Верховный главнокомандующий, генералиссимус Иосиф Виссарионович Сталин не умел ездить верхом и никогда не был кадровым военным. Он не пронес огонь революции и гражданской войны на сверкающем клинке, верхом ни на белом или на каком другом лихом коне, как хотелось бы верить многим в то время.
Товарищ Сталин умел владеть другим, не менее страшным, чем драгунская шашка, оружием - он очень тонко и остро чувствовал момент.
Еще живо было поколение, умеющее беглым взглядом оценить достоинство всадника. Еще в силах были боевые офицеры, умеющие спать в седле. И кавалерийские кони, по всем позициям уступившие механизированной технике, тем не менее, пока еще крепко ассоциировались в гражданском сознании с боевой удалью полководцев. Надо отдать должное Верховному - предложения сменить парадных коней на лимузины поступали неоднократно. Те, кто это предлагал, ссылались на опыт союзников. Может быть старались им подражать, может, видели в "механизации" парадов прогрессивное веяние цивилизации.
Но товарищ Сталин, напомним, умел очень остро чувствовать момент!
- Не будем отменять прекрасную традицию, - сказал Верховный главнокомандующий. Он отлично понимал, что боевая лошадь уже отживает свой век. В тоже время, он прекрасно знал о том, что военачальники союзников не рискнут принять Парады Победы в своих странах верхом на лошади. Черчилль, некогда отменный всадник, кадровый кавалерийский офицер, был уже очень грузен и неповоротлив.
Фронтовые знаменитые маршалы Америки не были кавалеристами в прошлом. России, Советскому Союзу, выпал счастливый случай - прогреметь на весь мир копытами белых, как прекрасное видение, лошадей.
И Жуков, и Рокоссовский начинали полководческую карьеру одинаково - рядовыми драгунских полков царской армии. Царский драгун обязан был сидеть в седле не только крепко, но и красиво. С почерком, своеобразным шиком, свидетельствующим о мастерстве и крепкой выучке.
Те, кто прошел школу у царских вахмистров в манежах, те, кто учился у учеников легендарного Филлиса, те умели держать поводья, а не держаться за них. Оба маршала-героя были отличными всадниками. Сталин это знал и понимал, как понимал и то, что под Жуковым непременно должна быть БЕЛАЯ лошадь.
Никогда прежде не вмешивающийся в дело выбора конских мастей для участников церемониальных парадов, он в этот раз особо указал на масть коня, должного пронести на спине полководца, принимающего Парад Победы.
Полководец на белом коне… У этой традиции глубочайшие исторические корни. Святым покровителем русского воинства всегда был великомученик Георгий Победоносец. На канонических иконах он изображается как юноша в богатых доспехах, верхом на БЕЛОМ коне. Потомок знатнейшего рода - святой Георгий достиг высокого положения на воинской службе при дворе римского императора Диоклетиана и по рангу был обязан владеть лошадьми белой масти (исключительно редкой в те времена, т. к. белые лошади стоили баснословных денег). Почему именно белой? Это тоже объяснимо: координировать и направлять войска в бою мог полководец, видимый отовсюду своими солдатами, легко ими отличаемый от рядовых воинов хотя бы по масти коня - ведь одежда всадников покрывалась пылью и кровью и становилась однообразно похожей. В наступившую эпоху огнестрельного оружия светло-серая масть лошадей не однажды сослужила плохую службу их всадникам - по белому коню легко целиться, стрелять издалека. Мало кто знает, что в Великую Отечественную общевойсковой устав строго предписывал ездовым серых упряжек оставаться посреди дороги во время авианалета, дабы светлые лошади не демаскировали остальных, укрывающихся где только можно.
И тем не менее белая лошадь осталась символом победы, столь сильна была историческая память о полководцах, вступающих в поверженные города на своих боевых, а значит БЕЛЫХ лошадях!
Товарищ Сталин осознавал, сколь велика ответственность, возлагаемая им на маршалов-всадников - выпавшая из рук сабля, конфузное падение, конь, оступившийся на очень твердой и скользкой брусчатке, испуг лошади, шарахнувшейся от раскатов "здравия желаю" и троекратного "Ура" - все это серьезно бы омрачило особую торжественность момента.
Сам Сталин однажды пережил такой конфуз - не удержал в руках ножны великолепного двуручного "Меча Победы в Сталинградской битве", врученного ему Черчиллем в Тегеране. Английский подарок немыслимой красоты и стоимости выскользнул из ножен и бесславно упал под ноги Верховного главнокомандующего. Но ту церемонию снимало лишь несколько "придворных" кинооператоров и конфуз замяли, подвергнув кинодокумент "обрезанию".
Но на Красной Площади несколько сотен кинооператоров из разных стран готовились возвестить всему миру о доблести Советской Армии, руководимой Верховным Главнокомандующим.
На карте стояло если не все, то очень многое. И воинская честь - в первую очередь. И как бы то ни было, я считаю поступок Генералиссимуса честным перед историей Отечества. Оставшись на трибуне мавзолея, честолюбивый Сталин наверняка томился ревностью и завистью к красавцам маршалам. Но факт остается фактом: белая лошадь - его идея.
Почему Рокоссовский командовал парадом на караковом коне? Это легко объяснимо: две одинаковые фигуры на одинаковых белых конях, в похожих мундирах, были бы плохо различимы зрителями не только на гигантском пространстве площади, но и в кинозалах, транслирующих кинозапись. В этом вопросе вовсе не следует искать исторической или политической интриги. Караковая, почти черная (вороная с бурыми подпалами) масть коня считается такой же благородной, вполне достойной седла полководца. Масть коня выбрана для удобства церемонии, для большей доступности ее понимания, и только.
huholya.livejournal.com/371315.html
Кажется, что белая лошадь тоже осознает величие момента. Конь прекрасен! Уши коня насторожены, глаза полны огня и свободы, хвост "на отлете". Конь возбужден, но восхитительно точен в поставе головы, в каждом темпе галопа, в каждой остановке перед представителями всех фронтов, сражавшихся за Победу. Всадники, маршалы, глубоко и недвижимо сидят в седлах. Особая, "николаевская" посадка, особый почерк езды безмолвно свидетельствует о том, что маршалы - кадровые кавалеристы старинной выучки.
Верховный Главнокомандующий - на трибуне мавзолея. Но взгляды, восторженные взгляды, обращены не на него. Сегодня не спускает глаз со Сталина только охранный полк НКВД.
Жуков, Рокоссовский и их ординарцы исполняют верхом сложную синхронную церемонию: подъемы с места в галоп, остановки, полупируэты. Ни одного лишнего движения! Ни одного конфузного замешательства, ни одной "осечки". Никто не имеет права на ошибку. Парад Победы ничем не может быть омрачен! Парад Победы был проведен безупречно.
В год празднования шестидесятилетия Великой Победы три "почему?" взволновали меня, автора этой статьи:
- Почему Парад Победы советские маршалы принимали верхом на конях, а не в открытых лимузинах, как было в странах-союзниках?
- Почему под Жуковым и его ординарцами были белые (светло-серые) лошади, а под Рокоссовским и его свитой - караковые (т. е. почти вороной, черной масти)?
- Кто они были, кони Великой Победы? Остались ли в истории их имена? (Простите, но рука не поднимается написать "клички".)
Представляем читателям результаты наших поисков и размышлений.
Ответы на два первых вопроса имеют довольно внятную предысторию и логичное объяснение. Ответ на третий вопрос до сего времени окончательно не прозвучал. Собственно, точного ответа либо нет, либо он до поры будет сокрыт в архивах.
Так часто бывает в истории - чем больше лет отделяют нас от живого исторического персонажа, тем точнее его портрет. Легенда, передаваемая из уст в уста, угасает как эхо, а детали и буквальные факты, утратившие статус секретных, становятся достоянием последующих поколений…
Начнем по порядку.
Верховный главнокомандующий, генералиссимус Иосиф Виссарионович Сталин не умел ездить верхом и никогда не был кадровым военным. Он не пронес огонь революции и гражданской войны на сверкающем клинке, верхом ни на белом или на каком другом лихом коне, как хотелось бы верить многим в то время.
Товарищ Сталин умел владеть другим, не менее страшным, чем драгунская шашка, оружием - он очень тонко и остро чувствовал момент.
Еще живо было поколение, умеющее беглым взглядом оценить достоинство всадника. Еще в силах были боевые офицеры, умеющие спать в седле. И кавалерийские кони, по всем позициям уступившие механизированной технике, тем не менее, пока еще крепко ассоциировались в гражданском сознании с боевой удалью полководцев. Надо отдать должное Верховному - предложения сменить парадных коней на лимузины поступали неоднократно. Те, кто это предлагал, ссылались на опыт союзников. Может быть старались им подражать, может, видели в "механизации" парадов прогрессивное веяние цивилизации.
Но товарищ Сталин, напомним, умел очень остро чувствовать момент!
- Не будем отменять прекрасную традицию, - сказал Верховный главнокомандующий. Он отлично понимал, что боевая лошадь уже отживает свой век. В тоже время, он прекрасно знал о том, что военачальники союзников не рискнут принять Парады Победы в своих странах верхом на лошади. Черчилль, некогда отменный всадник, кадровый кавалерийский офицер, был уже очень грузен и неповоротлив.
Фронтовые знаменитые маршалы Америки не были кавалеристами в прошлом. России, Советскому Союзу, выпал счастливый случай - прогреметь на весь мир копытами белых, как прекрасное видение, лошадей.
И Жуков, и Рокоссовский начинали полководческую карьеру одинаково - рядовыми драгунских полков царской армии. Царский драгун обязан был сидеть в седле не только крепко, но и красиво. С почерком, своеобразным шиком, свидетельствующим о мастерстве и крепкой выучке.
Те, кто прошел школу у царских вахмистров в манежах, те, кто учился у учеников легендарного Филлиса, те умели держать поводья, а не держаться за них. Оба маршала-героя были отличными всадниками. Сталин это знал и понимал, как понимал и то, что под Жуковым непременно должна быть БЕЛАЯ лошадь.
Никогда прежде не вмешивающийся в дело выбора конских мастей для участников церемониальных парадов, он в этот раз особо указал на масть коня, должного пронести на спине полководца, принимающего Парад Победы.
Полководец на белом коне… У этой традиции глубочайшие исторические корни. Святым покровителем русского воинства всегда был великомученик Георгий Победоносец. На канонических иконах он изображается как юноша в богатых доспехах, верхом на БЕЛОМ коне. Потомок знатнейшего рода - святой Георгий достиг высокого положения на воинской службе при дворе римского императора Диоклетиана и по рангу был обязан владеть лошадьми белой масти (исключительно редкой в те времена, т. к. белые лошади стоили баснословных денег). Почему именно белой? Это тоже объяснимо: координировать и направлять войска в бою мог полководец, видимый отовсюду своими солдатами, легко ими отличаемый от рядовых воинов хотя бы по масти коня - ведь одежда всадников покрывалась пылью и кровью и становилась однообразно похожей. В наступившую эпоху огнестрельного оружия светло-серая масть лошадей не однажды сослужила плохую службу их всадникам - по белому коню легко целиться, стрелять издалека. Мало кто знает, что в Великую Отечественную общевойсковой устав строго предписывал ездовым серых упряжек оставаться посреди дороги во время авианалета, дабы светлые лошади не демаскировали остальных, укрывающихся где только можно.
И тем не менее белая лошадь осталась символом победы, столь сильна была историческая память о полководцах, вступающих в поверженные города на своих боевых, а значит БЕЛЫХ лошадях!
Товарищ Сталин осознавал, сколь велика ответственность, возлагаемая им на маршалов-всадников - выпавшая из рук сабля, конфузное падение, конь, оступившийся на очень твердой и скользкой брусчатке, испуг лошади, шарахнувшейся от раскатов "здравия желаю" и троекратного "Ура" - все это серьезно бы омрачило особую торжественность момента.
Сам Сталин однажды пережил такой конфуз - не удержал в руках ножны великолепного двуручного "Меча Победы в Сталинградской битве", врученного ему Черчиллем в Тегеране. Английский подарок немыслимой красоты и стоимости выскользнул из ножен и бесславно упал под ноги Верховного главнокомандующего. Но ту церемонию снимало лишь несколько "придворных" кинооператоров и конфуз замяли, подвергнув кинодокумент "обрезанию".
Но на Красной Площади несколько сотен кинооператоров из разных стран готовились возвестить всему миру о доблести Советской Армии, руководимой Верховным Главнокомандующим.
На карте стояло если не все, то очень многое. И воинская честь - в первую очередь. И как бы то ни было, я считаю поступок Генералиссимуса честным перед историей Отечества. Оставшись на трибуне мавзолея, честолюбивый Сталин наверняка томился ревностью и завистью к красавцам маршалам. Но факт остается фактом: белая лошадь - его идея.
Почему Рокоссовский командовал парадом на караковом коне? Это легко объяснимо: две одинаковые фигуры на одинаковых белых конях, в похожих мундирах, были бы плохо различимы зрителями не только на гигантском пространстве площади, но и в кинозалах, транслирующих кинозапись. В этом вопросе вовсе не следует искать исторической или политической интриги. Караковая, почти черная (вороная с бурыми подпалами) масть коня считается такой же благородной, вполне достойной седла полководца. Масть коня выбрана для удобства церемонии, для большей доступности ее понимания, и только.
huholya.livejournal.com/371315.html