Будь неуловимым, вплоть до бесформенности; Будь неведомым, вплоть до беззвучности. Так сможешь стать властителем судьбы врага.
Течение времени – иллюзия
В одной работе (Gruber & Block, 2013) описывается эксперимент: людям показывали кадры двух видео: одно – идущего человека, другое – поджариваемого тоста. Каждый кадр показывался на 100 миллисекунд, а между кадрами были интервалы различной длительности: полсекунды, три или семь секунд. Участники должны были решить, видят ли они течение времени или нет. Восприятие течения времени терялось при 6,1 секунде интервала для изменений движения (ходьба) и 4,7 секунд для изменения цвета (поджаривание хлеба). Ученые заключают, что течение времени – лишь иллюзия нашего восприятия. Если бы течение времени было физической характеристикой мира, оно бы не зависело от происходящего, будь то цвет или движение. Если же это исключительно субъективное восприятие, то оно будет изменяться от качественно различимого стимула, что и произошло.
Другой эксперимент также показывает, что наше восприятие времени зачастую иллюзорно. Так, например, вам предлагается нажимать на пробел на клавиатуре и на экране монитора появляется светящийся круг. Между нажатием клавиши и появлением света установлен интервал в 200 миллисекунд, и вы, в течение минуты нажимаете клавишу, с любой периодичностью, как вам удобно. Затем экспериментаторы уменьшают этот интервал до 50 миллисекунд, вы нажимаете на клавишу, загорается свет, и вам кажется, вы готовы поклясться, что он зажегся еще до вашего прикосновения к клавише!
Филип Зимбардо, автор одного из самых известных исследований, Стэндфордского тюремного эксперимента, уже давно занимается психологией времени. Он обнаружил, что ориентация во времени влияет на наши решения и поведение, формируя нашу жизнь, даже если мы об этом не подозреваем. Как показал классический эксперимент, когда десятилетним детям предлагали одну сладость, но говорили, что если они подождут пять минут, они получат две. Две трети детей поддались искушению, а остальные стали ждать большего вознаграждения в будущем. Через 14 лет этих детей нашли и стали анализировать их жизнь: между двумя группами детей оказалась невероятно большая разница. Те, кто ждал, имели гигантский отрыв по оценкам в школе, были хорошими учениками, меньше поддавались вредным привычкам, получили лучше работу и зарабатывали больше.Зимбардо вывел оптимальное отношение ко времени: очень позитивно относиться к своему прошлому, быть чуть больше среднего ориентированным в будущее, и умеренно относиться к наслаждениям в настоящем. При этом негативное отношение к прошлому должно практически отсутствовать, так же как и фатализм к настоящему.
Отношение ко времени
Вы можете понять, как вы в целом воспринимаете время, ответив на вопрос:
У вас назначена встреча на среду, но она была перенесена на два дня. Не задумываясь долго, на какой день она перенесена?
Ответ .
отсюда
Отметим, что учёным известно также об амазонском племени пираха. Эти индейцы не знают цифр, также в их языке нет чёткого различия между единственным и множественным числом. Пираха живут "здесь и сейчас". Их мышление и ощущения ориентируется на непосредственные переживания. То, чего они не видят сами или не слышат от очевидцев, для них не существует. В результате прошлое для них также не имеет практически никакого значения.
Нет у пираханцев ни мифов о сотворении мира, ни легенд, ни детских сказок. Пираханцы живут только настоящим - для них не существует ни прошлого, живых свидетелей которого не осталось, ни будущего. Точнее, индейцам понятна сама концепция времени, но прошлое без конкретной привязки к настоящему им кажется неважным, а их способность к планированию будущего ограничена умением запастись продуктами на день-два вперед.
Пираха считают, что спать вредно. Во-первых, сон делает тебя слабым. Во-вторых, во сне ты как бы умираешь и просыпаешься немножко другим человеком. И проблема не в том, что этот новый человек тебе не понравится – ты просто перестанешь быть собой, если станешь спать слишком долго и часто. Ну и, в-третьих, змей тут навалом. А кроме змей здесь полно других ядовитых и агрессивных гадов, не говоря уж про духов, которые сидят в кустах и только и мечтают о том, чтобы прыгнуть тебе на шею и незаметно высосать у тебя кровь из затылка. Так что пираха не спят по ночам. Дремлют урывками, по 20–30 минут, прислонясь к стене пальмовой хижины или прикорнув под деревом. А остальное время болтают, смеются, мастерят что-нибудь, танцуют у костров и играют с детьми и собаками. Тем не менее сон потихоньку видоизменяет и пираха – любой из них помнит, что раньше вместо него были какие-то другие люди.
«Те были гораздо меньше, не умели заниматься сексом и даже питались молоком из женских грудей. А потом те люди все куда-то делись, и теперь вместо них – я. И если я не буду подолгу спать, то, возможно, и не исчезну. Обнаружив же, что я опять поменялся, я беру себе другое имя…».
Возможно, именно такое устройство жизни, при котором ночной сон не разделяет дни с неизбежностью метронома, позволило пираха установить очень странные отношения с категорией времени. Они не знают что такое "завтра" и что такое "сегодня", и также плохо ориентируют понятия "прошлое" и "будущее". Так что никаких календарей, счёта времени и прочих условностей пираха не знают. А потому они никогда не задумываются о будущем, так как просто не умеют этого делать.
Зауэрланд считает культуру индейского племени примитивной. Считать, не говоря уже о письме и чтении, эти дикари не умеют, изъясняются примитивно, о будущем не думают, к обучению не способны. А вот Дэниэл Эверетт свое отношение к культуре племени выразил в заголовке своей книги "Самый счастливый народ мира: семь лет в Амазонии у индейцев пираха".
Он считает, что жизнь пираха гармонично подстроена под их нужды. Туземцам не нужно делать запасы на будущее: в их климате не бывает холодной зимы. Разделять материальные предметы на "моё" и "чужое" тоже нет никакой нужды. По мнению Эверетта, пираха не знакомы многие страхи и заботы, терзающие современных людей "из большого мира". И проникаться ими пираха не хотят.
Когда-то пра-люди, предки и европейцев, и пираханцев были на одном уровне. Получается, что более высокоразвитая раса - европейцы - развилась благодаря определенным лишениям, торговле и войнам, развился и язык, развилась надобность изобретать и видеть оттенки. А пираханцы просто оставались на том же уровне. Кстати, у того же Леви-Брюля есть замечательное наблюдение, что туземцы племени с первобытным мышлением не производят новых предметов, а копируют увиденные или доставшиеся от предков. Навыки в воспроизведении таких предметов по племенным эталонам, а не в производстве осмысленной саморазвивающейся технологии создания предметов (индустрии, другими словами) у дикарей развиты высочайше. Но при этом они не могут сознательно вдеть нитку в иголку, чтобы пришить пуговицу - их этому просто никто никогда не учил. То есть они не прогрессируют.
nepoznannoe.rolevaya.ru/viewtopic.php?id=1230
В одной работе (Gruber & Block, 2013) описывается эксперимент: людям показывали кадры двух видео: одно – идущего человека, другое – поджариваемого тоста. Каждый кадр показывался на 100 миллисекунд, а между кадрами были интервалы различной длительности: полсекунды, три или семь секунд. Участники должны были решить, видят ли они течение времени или нет. Восприятие течения времени терялось при 6,1 секунде интервала для изменений движения (ходьба) и 4,7 секунд для изменения цвета (поджаривание хлеба). Ученые заключают, что течение времени – лишь иллюзия нашего восприятия. Если бы течение времени было физической характеристикой мира, оно бы не зависело от происходящего, будь то цвет или движение. Если же это исключительно субъективное восприятие, то оно будет изменяться от качественно различимого стимула, что и произошло.
Другой эксперимент также показывает, что наше восприятие времени зачастую иллюзорно. Так, например, вам предлагается нажимать на пробел на клавиатуре и на экране монитора появляется светящийся круг. Между нажатием клавиши и появлением света установлен интервал в 200 миллисекунд, и вы, в течение минуты нажимаете клавишу, с любой периодичностью, как вам удобно. Затем экспериментаторы уменьшают этот интервал до 50 миллисекунд, вы нажимаете на клавишу, загорается свет, и вам кажется, вы готовы поклясться, что он зажегся еще до вашего прикосновения к клавише!
Филип Зимбардо, автор одного из самых известных исследований, Стэндфордского тюремного эксперимента, уже давно занимается психологией времени. Он обнаружил, что ориентация во времени влияет на наши решения и поведение, формируя нашу жизнь, даже если мы об этом не подозреваем. Как показал классический эксперимент, когда десятилетним детям предлагали одну сладость, но говорили, что если они подождут пять минут, они получат две. Две трети детей поддались искушению, а остальные стали ждать большего вознаграждения в будущем. Через 14 лет этих детей нашли и стали анализировать их жизнь: между двумя группами детей оказалась невероятно большая разница. Те, кто ждал, имели гигантский отрыв по оценкам в школе, были хорошими учениками, меньше поддавались вредным привычкам, получили лучше работу и зарабатывали больше.Зимбардо вывел оптимальное отношение ко времени: очень позитивно относиться к своему прошлому, быть чуть больше среднего ориентированным в будущее, и умеренно относиться к наслаждениям в настоящем. При этом негативное отношение к прошлому должно практически отсутствовать, так же как и фатализм к настоящему.
Отношение ко времени
Вы можете понять, как вы в целом воспринимаете время, ответив на вопрос:
У вас назначена встреча на среду, но она была перенесена на два дня. Не задумываясь долго, на какой день она перенесена?
Ответ .
отсюда
Отметим, что учёным известно также об амазонском племени пираха. Эти индейцы не знают цифр, также в их языке нет чёткого различия между единственным и множественным числом. Пираха живут "здесь и сейчас". Их мышление и ощущения ориентируется на непосредственные переживания. То, чего они не видят сами или не слышат от очевидцев, для них не существует. В результате прошлое для них также не имеет практически никакого значения.
Нет у пираханцев ни мифов о сотворении мира, ни легенд, ни детских сказок. Пираханцы живут только настоящим - для них не существует ни прошлого, живых свидетелей которого не осталось, ни будущего. Точнее, индейцам понятна сама концепция времени, но прошлое без конкретной привязки к настоящему им кажется неважным, а их способность к планированию будущего ограничена умением запастись продуктами на день-два вперед.
Пираха считают, что спать вредно. Во-первых, сон делает тебя слабым. Во-вторых, во сне ты как бы умираешь и просыпаешься немножко другим человеком. И проблема не в том, что этот новый человек тебе не понравится – ты просто перестанешь быть собой, если станешь спать слишком долго и часто. Ну и, в-третьих, змей тут навалом. А кроме змей здесь полно других ядовитых и агрессивных гадов, не говоря уж про духов, которые сидят в кустах и только и мечтают о том, чтобы прыгнуть тебе на шею и незаметно высосать у тебя кровь из затылка. Так что пираха не спят по ночам. Дремлют урывками, по 20–30 минут, прислонясь к стене пальмовой хижины или прикорнув под деревом. А остальное время болтают, смеются, мастерят что-нибудь, танцуют у костров и играют с детьми и собаками. Тем не менее сон потихоньку видоизменяет и пираха – любой из них помнит, что раньше вместо него были какие-то другие люди.
«Те были гораздо меньше, не умели заниматься сексом и даже питались молоком из женских грудей. А потом те люди все куда-то делись, и теперь вместо них – я. И если я не буду подолгу спать, то, возможно, и не исчезну. Обнаружив же, что я опять поменялся, я беру себе другое имя…».
Возможно, именно такое устройство жизни, при котором ночной сон не разделяет дни с неизбежностью метронома, позволило пираха установить очень странные отношения с категорией времени. Они не знают что такое "завтра" и что такое "сегодня", и также плохо ориентируют понятия "прошлое" и "будущее". Так что никаких календарей, счёта времени и прочих условностей пираха не знают. А потому они никогда не задумываются о будущем, так как просто не умеют этого делать.
Зауэрланд считает культуру индейского племени примитивной. Считать, не говоря уже о письме и чтении, эти дикари не умеют, изъясняются примитивно, о будущем не думают, к обучению не способны. А вот Дэниэл Эверетт свое отношение к культуре племени выразил в заголовке своей книги "Самый счастливый народ мира: семь лет в Амазонии у индейцев пираха".
Он считает, что жизнь пираха гармонично подстроена под их нужды. Туземцам не нужно делать запасы на будущее: в их климате не бывает холодной зимы. Разделять материальные предметы на "моё" и "чужое" тоже нет никакой нужды. По мнению Эверетта, пираха не знакомы многие страхи и заботы, терзающие современных людей "из большого мира". И проникаться ими пираха не хотят.
Когда-то пра-люди, предки и европейцев, и пираханцев были на одном уровне. Получается, что более высокоразвитая раса - европейцы - развилась благодаря определенным лишениям, торговле и войнам, развился и язык, развилась надобность изобретать и видеть оттенки. А пираханцы просто оставались на том же уровне. Кстати, у того же Леви-Брюля есть замечательное наблюдение, что туземцы племени с первобытным мышлением не производят новых предметов, а копируют увиденные или доставшиеся от предков. Навыки в воспроизведении таких предметов по племенным эталонам, а не в производстве осмысленной саморазвивающейся технологии создания предметов (индустрии, другими словами) у дикарей развиты высочайше. Но при этом они не могут сознательно вдеть нитку в иголку, чтобы пришить пуговицу - их этому просто никто никогда не учил. То есть они не прогрессируют.
nepoznannoe.rolevaya.ru/viewtopic.php?id=1230