49 % участников программы — дети (в возрасте 18 лет и младше), 61 % из них живут в неполной семье;
в 52 % домохозяйств, участвующих в программе, имеются дети;
9 % всех участников программы — пожилые люди (в возрасте старше 60 лет);
76 % средств направляется в домохозяйства, где есть дети, 16 % — где есть инвалиды и 9 % — где есть пожилые люди;
33 % домохозяйств с детьми — неполные семьи, в подавляющем большинстве из них взрослый член семьи — женщина;
средний размер домохозяйства — 2,3 человека;
средний месячный доход домохозяйства — $673;
43 % участников программы — белые, 33 % — чернокожие, 19 % — латиноамериканцы, 2 % — азиаты, 2 % — индейцы.
По состоянию на октябрь 2016 года продовольственную помощь получали 43 215 557 человек из 21 328 525 домохозяйств.[1] Средний месячный размер пособия на человека составил 126,13 долларов, на домохозяйство - 256,93 долларов.[1]
Вики
Оттуда же. Исторический экскурс, исключая В.О.В. в СССР.
Во время Первой мировой войны нормированное карточное распределение существовало в ряде воюющих держав, в частности, в США и Германии.
читать дальше
В Российской империи война потребовала централизованного снабжения продовольствием 15-миллионной армии и ряда губерний. В августе 1915, спустя год после начала войны, правительство империи было вынуждено пойти на ряд нерыночных мер — учреждается «Особое совещание по продовольствию» с полномочиями на установление сначала предельных, а потом и твёрдых закупочных цен, на реквизацию продуктов[уточнить].
С весны 1916 года в ряде губерний введена карточная система на продукты питания (на сахар, поскольку сахаропроизводящие заводы Польши оказались в зоне оккупации и военных действий).
Временное правительство — уже 25 марта (7 апреля) 1917 года ввело «хлебную монополию» (теперь весь хлеб, всё зерно становилось собственностью государства) и хлебные карточки.
Далее бесконтрольный выпуск необеспеченных денег привёл к развалу товарно-денежной системы, что вынудило к расширению карточной системы распределения: с июня карточки распространяются на крупы, в июле — на мясо, в августе — на коровье масло, в сентябре — на яйца, в октябре — на растительные масла, в ноябре и декабре 1917 г. — на кондитерские изделия и на чай.[1][неавторитетный источник?]
В 1916 году карточная система вводилась даже в нейтральной Швеции.
В период Второй мировой войны нормированное карточное распределение основных продовольственных товаров было введено в ряде держав, участвующих в войне: СССР, Германии, Великобритании, США, Канаде, Японии и пр.
В США под нормированное распределение (англ. Rationing in the United States) с начала 1942 года попадало множество товаров, в частности, сахар, мясо, шины, бензин, велосипеды и обувь. Нормы потребления сахара были установлены на уровне 0,5 фунта (227 г) на человека в неделю, и к середине 1945 года были сокращены до 0,285 фунта (129 г) в неделю. Норма бензина для владельцев частных автомашин, не связанных напрямую с обороной, составляла 11—15 литров в неделю. Жестко регулировались резиновые изделия. После войны нормы отменялись по мере того, как рынок обеспечивал страну товарами. Карточки на большинство товаров были отменены в течение 1945 года, на сахар в 1947 году.
В Германии карточное распределение (имперская карточная система) было введено 20 сентября 1939 года, и насчитывало, в общей сложности, 62 вида карточек.
В СССР карточное распределение введено с июля 1941 года, отменено в декабре 1947 года.
В Чехии карточная система на основные продукты питания была введена 2 октября 1939 года, на ткани, одежду, обувь и печное топливо — в декабре того же года. С изменениями и дополнениями просуществовала до 31 мая 1953 года и была отменена в ходе проведения денежной реформы.
В Великобритании под нормированное распределение (англ. Rationing in the United Kingdom) с 1940 года попадали животное масло, сахар и бекон, а с августа 1942 года — почти все продукты, кроме хлеба и овощей. Карточки на бензин были отменены в 1950 году, на сахар и сладости в 1953 году, на мясо в июле 1954 года.
В Японии карточная система отменена в 1949 году, государственный контроль над ценами отменен в 1952 году.
В Израиле карточная система вводилась в 1949—1952 («режим аскетизма»).
Основная статья: Американская программа льготной покупки продуктов
В условиях рыночной экономики под талонами обычно понимают карточки на товары первой необходимости для социально незащищённых слоёв населения; товары по талонам выдаются либо бесплатно, либо по льготным ценам.
Талонная система для наименее защищённых групп населения давно уже действует в США. Продуктовые карточки — это привычный для Америки инструмент социальной поддержки. Продуктовый талон представляет собой электронную карточку, ежемесячно пополняемую государством из бюджетных средств. В среднем каждый человек получает продуктовых талонов на $115 в месяц, а семья — на $255 месяц.
В 2012 количество американцев, получающих продуктовые талоны, выросло до рекордных 46,7 млн человек.[11]
Американская программа льготной покупки продуктов (англ. Supplemental Nutrition Assistance Program), известная как программа выдачи продуктовых талонов (англ. food stamps) — федеральная программа помощи жителям Соединённых Штатов Америки, не имеющим доходов или имеющим низкие доходы. Отвечает за программу Министерство сельского хозяйства США. В настоящее время большая часть средств распределяется с помощью пластиковых карт, однако ранее для этого использовались бумажные талоны номиналом 1, 5 и 10 долларов США. Данные талоны могли использоваться для приобретения любых необходимых продуктов в магазинах. В конце 90-х годов XX века бумажные талоны были вытеснены дебетовыми пластиковыми картами, обращающимися в специальной системе EBT, в связи с чем в 2008 году из названия программы исчезло упоминание о талонах.
По состоянию на октябрь 2016 года продовольственную помощь получали 43 215 557 человек из 21 328 525 домохозяйств.[1] Средний месячный размер пособия на человека составил 126,13 долларов, на домохозяйство - 256,93 долларов.[1]
Для получения помощи домохозяйства должны соответствовать определённым критериям, прежде всего по уровню доходов.[1]
В разработке первой программы продовольственной помощи принимали участие министр сельского хозяйства США Генри Эгард Уоллес и первый руководитель программы Мило Перкинс (англ. Milo Perkins). Вот что говорил Перкинс относительно необходимости принятия программы:
Страну разделяет пропасть. На одной её стороне фермеры у которых избыток продуктов, на другой — недоедающие городские жители, ходящие с протянутой рукой. Мы должны построить мост через эту пропасть.[2]
В основу программы был положен следующий принцип: граждане, получавшие государственное пособие и приобретавшие на него еду, получали от государства дополнительную субсидию в размере 50 % затрат на еду, которая, в свою очередь, могла быть использована для приобретения дополнительных продуктов. Для программы использовались бумажные талоны оранжевого и голубого цветов. Начало действия программы — 16 мая 1939 года, общее число участников — 20 млн человек, максимальное одновременное число получателей субсидий — 4 млн человек, общая стоимость программы — $262 млн. Программа была свернута весной 1943 года, когда ситуация в стране стабилизировалась.
После свёртывания программы в сенате долгое время шли дискуссии о необходимости её возобновления и 29 мая 1961 года программа была запущена вновь, в пилотном режиме. С 1964 года программа получила статус постоянной, а с 1974 года — общенациональной. Условия программы менялись, наиболее существенные изменения вносились в 1977, 1993, 1996 и 2002 годах.
Главной целью программы льготной покупки продуктов является улучшение качества питания среди малообеспеченных граждан. Однако, как показала практика, семьи, получающие продовольственные талоны, не стали меньше тратить на приобретение продуктов — большая часть денег, сэкономленных за счёт обмена талонов на продукты, расходуются ими на другие цели.[4]
Как и в любой системе безвозмездного распределения денег, имеются случаи коррупции и мошенничества. Граждане, участвующие в программе, начинают скрывать свои дополнительные доходы, чтобы по-прежнему получать государственную помощь. Несмотря на запрет обмена продовольственных талонов на наличные деньги, получатели талонов часто вступают в сговор с продавцами и продают им талоны с дисконтом, например 400$ талон продается за 200$. Это выгодно и получателю талонов — он получает не продукты, а живые деньги, и продавцу — он получает из бюджета в качестве компенсации полную стоимость талона. Результатом является существенная криминализация сферы обращения талонов на питание.[5]
Сравнение карточной системы СССР и Великобритании
Достаточно даже самого беглого взгляда на историю торговли и распределения продуктов во время Второй мировой войны, чтобы убедиться: так или иначе карточки ввели все воюющие державы, от Англии до Японии, если смотреть по алфавиту. Даже в относительно благополучных США с 1943 г. появились карточки на консервы, мясо, сыр, масло и (почему-то) горох.
Другое дело, как вся эта радость была организована. Сравнивая карточную систему той же Англии и СССР, невозможно уйти от скоморошеского принципа делёжки спиртного, принятого у Митьков, группы питерских художников-примитивистов.
«Разделить поровну — водку наливают одинаково. Разделить по справедливости — Митёк большую долю выпивает сам».
В СССР, этом «царстве уравниловки», продукты нормировали и распределяли именно что по справедливости. Кто больше, тяжелее или опаснее работает, тот имеет преимущества. Паёк иждивенца меньше, чем паёк рабочего, а паёк рабочего, в свою очередь, меньше, чем продовольственный аттестат военного. Система жёсткая, но понятная: воспоминания советских детей военных лет полны жалоб на постоянное чувство голода, но упрёков в адрес шахтёров или (тем более) солдат с их хлебной нормой, вдвое-втрое превышающей детскую, нет.
В Англии, где бал правил капитализм с его «неравным распределением богатства», продукты по карточкам распределяли как раз поровну. Нет, кое-какие категории, например, беременные и кормящие женщины, пользовались определёнными поблажками. Но в остальном дело доходило до абсурда. Так, рабочие карточки были унифицированы. Правительство нимало не заботилось о том, что какие-то производства более тяжёлые, какие-то — стратегически важные, а какие-то — попросту вредны или даже губительны. Всем всё поровну, и никаких вариантов.
С самого января 1940 г., как только карточки были введены, традиционно сильные в Англии профсоюзы пытались давить на Департамент продовольствия, чтобы как-то поощрять рабочих тяжёлых производств. Тщетно. Понадобилось более полутора лет и ряд сильнейших военных оплеух от Германии, чтобы до чиновников дошло: кто хорошо ест, тот хорошо работает, тот куёт фронтовую победу в тылу. И осенью 1941 г. были введены… Нет, не разные нормы отпуска продуктов. А всего лишь разные столовые. В столовых категории А питались шахтёры, литейщики и докеры. Остальные — в столовых категории В. Карточки по-прежнему оставались одинаковыми для всех.
Что же на них можно было получить?
Вот стандарт недельного отпуска продуктов по карточкам в Англии:
Мясо – 230 г;
Масло – 57 г;
Сахар – 227 г;
Яйца куриные или утиные – 1 штука;
Кулинарный жир – 113 г;
Молоко – 1,4 л.
Можно видеть, что сюда не входят ни овощи, ни хлеб. И то, и другое было на протяжении войны в свободной, хотя и нормированной продаже, по знакомой нам схеме: «Не больше кило в одни руки». Может быть, хотя бы в этом есть какое-то преимущество капитализма?
Может, и есть. Но вот какой забавный нюанс. В СССР карточную систему отменили в 1947 г. А в Англии примерно в то же самое время эту самую систему, наоборот, ужесточали. Так, хлебные карточки там появились уже после войны: в 1946 г. Спустя два года появились ещё и карточки на картошку, что не лезет уже ни в какие ворота. Кстати, карточки на ряд продуктов продержались в Англии до 1954 г.
Более того. Стремление к уравниловке породило там такой феерический идиотизм, как нормирование одежды. Британскими законами военного времени запрещались брюки с манжетами: лишнее расходование материала. Регулировали количество карманов и пуговиц на мужских пиджаках: карманов — не более 2, пуговиц — не более 3. Барышням тоже досталось: высота каблука не должна была превышать 2 дюймов (чуть более 5 см).
В нашей периодике можно встретить зубоскальство на тему того, как советские женщины, получив по ленд-лизу из США синтетические или шёлковые комбинации, сдуру приняли их за вечерние платья. И принялись щеголять в исподнем по театрам и ресторанам. Наверное, это действительно может показаться смешным. Но никак не унизительным. Реальное унижение вот где. На волне уравниловки и дефицита в послевоенной Англии женщины шили себе лифчики из мужских носовых платков. А бельё из ворованного парашютного шёлка считалось высшим шиком.
www.aif.ru/society/history/kartochki_dengi_stvo...
@темы: история, статьи, ссылки, тексты, еда, разное, про жизнь, всякое